Когда предоставляется подменный товар?

Согласно пункту 2 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении товаров длительного пользования изготовитель (продавец) обязан при предъявлении потребителем указанного требования в 3-дневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» если для замены товара требуется более 7 дней, то по требованию потребителя продавец в течение 3 дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет.

Согласно пункту 6 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Как следует из вышеуказанных статей, проведение гарантийного ремонта, замена товара и предоставление подменного изделия являются формами ответственности продавца за продажу товара ненадлежащего качества.

Однако, как показывает практика, проверка качества может не выявить наличие в товаре недостатка. Кроме того, может быть установлена вина потребителя в возникновении данной неисправности. Соответственно, не будет правовых оснований для привлечения продавца к ответственности и предоставления подменного изделия.

В действующем законодательстве также отсутствуют прямые указания на обязанность продавца (изготовителя, сервисного центра) предоставлять временную замену на период проведения проверки качества.

Таким образом, считаем, что для предоставления подменного товара необходимо соблюдение следующих условий:

Наличие в товаре недостатка, подтвержденное в ходе проверки качества;
Предъявление потребителем требования о безвозмездном устранении недостатка в товаре или о замене товара ненадлежащего качества;
Наличие правовых оснований для удовлетворения требования потребителя о безвозмездном устранении недостатка в товаре или о замене товара ненадлежащего качества (недостаток возник не вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы);
Предъявление потребителем требования о предоставлении подменного товара.
С учетом вышеизложенного полагаем, что предоставление подменного фонда на период проверки качества не является обязанностью продавца.