Техническое регулирование как инструмент инноваций и конкурентоспособности

Федеральный закон «О техническом регулировании» определил основные цели системы технического регулирования в Российской Федерации, направленные, в том числе, на реформирование правоотношений в области нормирования обязательных и добровольных требований к продукции.
Безусловно, смена курса в этой сфере не может не сказаться на инновационной деятельности отечественных предприятий. Этот аспект влияния технического регулирования на создание новой техники важно проанализировать, так как нововведения в промышленности обеспечивают конкурентоспособность предприятий и, в конечном счете, страны на внешних рынках.
Согласно [1], инновационная деятельность заключается в привнесении новых идей на уровне рынка или производства (технологическая инновация). Структура потребительского спроса консервативна и статична, предпочтения потребителей, как правило, устойчивы, и только инновации позволяют совершить прорыв в условиях конкурентного рынка. Инновации позволяют изменить соотношение долей уже разделенного рынка в пользу создателей новой продукции. Таким же образом технологические инновации обеспечивают конкурентное преимущество перед производителями аналогичной продукции. Отсюда становится понятным влияние инноваций на конкурентоспособность предприятий.
Рассмотрим же, насколько реформирование технического регулирования в стране может повлиять на инновационную деятельность.
Анализ положений федерального закона «О техническом регулировании» показывает, что принципы технического регулирования (статья 3) формально не содержат положения, направленные на реализацию нововведений в промышленности, на создание новой техники, поскольку эти вопросы выходят за рамки этого закона. Однако, формируя новые правоотношения в экономике, федеральный закон косвенно должен содействовать развитию инноваций в стране, и вот почему.
С нашей точки зрения наиболее важным является формирование двухуровневой системы документов, содержащих требования к продукции: технические регламенты и национальные (не государственные!) стандарты. Технические регламенты, принятые федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, должны содержать обязательные для применения и исполнения требования к продукции, обеспечивающие безопасность. Национальные же стандарты устанавливают характеристики продукции в целях добровольного многократного применения. Связь между техническими регламентами и национальными стандартами может быть прояснена следующим образом. Требования технических регламентов, как это следует из пункта 2 статьи 7, не должны служить препятствием для осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это установлено законом. Поэтому технические регламенты устанавливают лишь минимально необходимые требования (пункт 1 статьи 7) и эти требования являются исчерпывающими (пункт 3 статьи 7). Важно понять, что означают эти нормы закона, связанные с установлением требований регламента. Отдельные комментарии по этому вопросу даны в статьях [2-5]. Здесь мы уточним нашу точку зрения. Согласно нормам русского языка [6], исчерпывающий означает «всесторонний, полный, законченный». Другими словами, законодатель считает, что требования к продукции в технических регламентах должны быть установлены всесторонними, полными, законченными и при этом минимально необходимыми. То есть, с одной стороны, они (требования) не должны ущемлять поставщиков больше, чем это вытекает из положений статьи 6, с другой стороны, — должны быть проанализированы все возможные виды опасностей, установленные в пункте 1 статьи 7, и все возможные аспекты риска причинения вреда. Таким образом, разработчик проекта технического регламента по безопасности машин и оборудования вопрос, например, информационной безопасности, не должен отражать в проекте (нет в перечне пункта 1 статьи 7), но обязан рассмотреть все источники механической опасности.
Второй аспект задания требований связан с тем, каким образом их указывать в технических регламентах. Безусловно, соблазнительно устанавливать эти требования в виде конкретных минимально необходимых норм (характеристик), полагая, что слово исчерпывающий означает конкретный. Однако, как это показано в [5], такой подход является неэффективным, так как любые изменения международных стандартов, которые, как правило, используются в качестве основы для разработки регламентов (пункт 8 статьи 7) приводят к противоречию. Более того, в силу консервативности порядка принятия технических регламентов, такое противоречие может затянуться на долгие годы, учитывая положения пункта 3 статьи 7.
Есть и другие недостатки у такого подхода. Ну, например, противоречие с принципами нового и глобального подхода, принятого в ЕС, которое затруднит процесс взаимного признания результатов оценки соответствия. Таким образом, по крайней мере, для продукции, охватываемой принципами нового и глобального подхода, требования, связанные с обеспечением безопасности, в общих технических регламентах целесообразно задавать в виде существенных требований.
Конкретные характеристики продукции, раскрывающие существенные требования регламентов, должны быть заданы в национальных стандартах, гармонизированных с соответствующими регламентами. Эти стандарты, применяемые на добровольной основе, обеспечивают соответствие продукции требованиям регламента (пункт 9 статьи 16).
Фактически, такое положение вместе с нормой пункта 4 статьи 7, запрещающей устанавливать требования к конструкции и исполнению, должно содействовать инновационной деятельности в стране.
Действительно, федеральный закон реализует следующее положение: изготовитель может добровольно следовать национальному стандарту, гармонизированному с соответствующим регламентом, и применять все апробированные стандартные решения. В этом случае изготовитель выполняет существенные требования регламента, но трудно от него ожидать при этом инновационных решений.
Изготовитель может использовать принципиально новые технические решения, не следуя добровольному национальному стандарту, но в этом случае он должен доказать с помощью третьей стороны соответствие документации, по которой осуществляется выпуск продукции, существенным требованиям технического регламента и соответствие продукции установленным требованиям технического регламента путем использования механизма сертификации. Следует отметить, что этот аспект не нашел прямого отражения в федеральном законе, но вытекает из духа последнего. В этом и состоит важная роль сертификации – подтверждать соответствие продукции требованиям регламента в отсутствии или отказа от применения национального стандарта, гармонизированного с техническим регламентом. Такой подход к сертификации представляется корректным, если вспомнить, что в число основных принципов обеспечения безопасности входит применение проверенных и апробированных технологий, то есть другими словами стандартных решений. Таким образом, если изготовитель отказывается от применения стандартных решений, значит реализует новые технологии, он должен доказать соответствие продукции требованиям технического регламента специальным образом, так как общество заинтересовано именно в обеспечении безопасности.
Еще один важный вопрос изменения технической политики в связи с реализацией федерального закона касается административной реформы, направленной на снятие излишних административных барьеров. В частности, вступление в силу технических регламентов приведет к разрушению федеральных систем обязательной сертификации, образованных министерствами и ведомствами согласно закону Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», который утратил силу с 1 июля 2003, со дня вступления в силу федерального закона «О техническом регулировании». Технические регламенты, устанавливая все правила и процедуры подтверждения соответствия, должны заменить нормативные документы систем обязательной сертификации, что будет способствовать сокращению функций министерств и ведомств в сфере обязательного подтверждения соответствия.
Кроме того, указанное сокращение должно привести к расширению масштабов добровольного подтверждения соответствия, осуществляемого в рамках соответствующих систем добровольной сертификации, в создании которых заинтересованы, в первую очередь, саморегулируемые организации (СРО), например, ассоциации. Это обусловлено тем, что добровольная сертификация обеспечивает определенные конкурентные преимущества, с одной стороны, а, с другой – позволяет защитить рынок от контрафактной и некачественной продукции, в чем заинтересованы добросовестные члены ассоциаций. Реализация этих положений обеспечивается возможностью создания стандартов организаций (корпоративных стандартов), устанавливающих требования к продукции, зачастую повышенных по сравнению с характеристиками национальных стандартов. Выполнение этих стандартов организаций устанавливается путем введения добровольной сертификации в рамках соответствующей ассоциации, союза и т.п. (надо заметить, что отечественные реалии пока несколько отличны от этой радужной картины; вступление в СРО, как правило, это инструмент защиты и лоббирования, а не забота о соответствии или уровне качества — Ред.)