Оценка качества непродовольственных товаров

Важнейшим признаком процветающей экономики является выпуск высококачественных и конкурентоспособных товаров. Производство товаров низкого качества приводит к безвозвратным потерям сырьевых материалов, которые в настоящее время очень дороги, а также к неэффективному использованию материальных и трудовых ресурсов.

Под качеством понимают совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Непродовольственный товар — не предназначенный для употребления в пищу и не являющийся сырьем для приготовления пищи товар, реализуемый с целью удовлетворения разнообразного потребительского спроса, например: одежда, обувь, мебель, автомобили, строительные материалы, бытовая техника и т.д. Непродовольственные товары удовлетворяют самые разнообразные потребности – от использования предметов личной гигиены до сложной бытовой техники, автомобиля и др. Непродовольственный товар делится на несколько различных классификаций. В частности, классификация по отраслям народного хозяйства делит товары на две группы: товары легкой промышленности (ткани, обувь, меховые изделия и др.) и товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (мебель, инструменты, посуда, автомобили и др.). Непродовольственные товары делят на сложные комплексы: хозяйственные товары: инструменты, посуда стеклянные и керамические товары, изделия из пластмасс, бытовые химические товары, мебель, стройматериалы и др.; нефть и нефтепродукты; одежно-обувные: текстильные, швейно-трикотажные, кожевенно-обувные, пушно-меховые; парфюмерно-косметические: парфюмерия, косметика и др.; электротовары: осветительные приборы, стиральные машины и др.; культурно-бытовые: сложные электронные товары (телевизоры, фотоаппараты), транспортные средства, книги, игрушки и др.; ювелирные товары; галантерейные товары: зеркала, принадлежности для бритья и стрижки волос, предметы домашнего обихода; изделия художественных промыслов. Качество непродовольственных товаров так же контролируется установленными государственными, федеральными и общественными организациями в соответствии с существующими правовыми и нормативными актами, законами и т.д. Классификация товаров по отраслевому принципу сохранена при построении классификаторов. Классификатор — систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных на основе иерархической системы классификации. Классификаторы являются официальными документами. Некоторые группы товаров вышли из массового обихода, например: шорно-седельные, щепные и обозные; целые подгруппы, выделенные в классификаторах как «прочие», стали играть более значительную роль, чем известные и описанные ранее товары. Ассортимент непродовольственных товаров столь широк, что дать краткую характеристику всем ассортиментным группам не представляется возможным. Оценка качества и экспертиза (в случаях конфликта, неопределенности или риска) непродовольственных товаров проводится по действующим нормативным документам с использованием следующих методов. Органолептический метод – качество устанавливается с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) по внешнему виду, цвету, консистенции. Лабораторный метод оценки качества требует специальной аппаратуры, инструментов, он более сложный и длительный, но точный и объективный. В лабораториях проводят физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические исследования качества продуктов. Для определения эстетических или иных свойств, которые не могут быть оценены объективными методами, используют эвристические методы, в частности, экспертные или социологические. Упаковка, условия хранения и транспортирования непродовольственных товаров являются важными факторами сохранения их качества. Задача упаковки – защита непродовольственных товаров от внешних воздействий – механических (удары, давление), влаги (намокание, увлажнение, коррозия), света (выцветание) и др. Условия хранения для большинства непродовольственных товаров однотипны, но существует различие в пределах влажности и температуры. Таким образом, при эксплуатации продукции высокого качества снижаются издержки обращения, эксплуатационные расходы, улучшаются условия и безопасность труда. Однако решить проблему повышения качества отдельным предприятиям и фирмам очень сложно, а иногда и невозможно, так как на качество оказывают влияние не только внутренние (внутрипроизводственные), но и внешние факторы, которые получили название “качество общества”. Без совершенствования всех элементов, входящих в блок “качество общества”, трудно рассчитывать на высокое качество продукции. В то же время высококачественная продукция гарантирует успех фирме, а успех фирмы приводит к успеху общества.